Анализ бизнес-процессов

Процесс регулярного получения информации о производственных процессах предприятия крайне важен для адекватной оценки эффективности работы с последующим внесением предложения по её улучшению и оптимизации.

Чтобы определить рабочее действие как бизнес-процесс и анализировать его с целью оптимизации, необходимо определить его структуру. Для этого необходимо оценить его по нескольким пунктам. В первую очередь это установленные для действия требования. Такие требования могут охватывать количественные и качественные показатели, экономическую обоснованность или количество времени, необходимого для выполнения процесса. Затем необходимо определить технологию процесса, структуру его выполнения и финальные задачи. И, наконец, обязательно определяются временно-пространственные характеристики процесса. То есть, здесь учитываются временные рамки, в которых выполняется тот или иной процесс, какое количество персонала задействовано в его выполнении, какие площади и оборудование необходимы.

Вся эта информация может быть получена посредством изучения производственной работы непосредственно на предприятии, взаимодействия с сотрудниками и аудита производственной документации.

В ходе анализа специалисты выясняют функции того или иного бизнес-процесса, а также результаты этих функций. Выясняются этапы выполняемой работы, предполагаемые и получаемые результаты, а также ресурсы, задействованные в производстве. Касаемо информационных потоков аналогично проводится исследования, которые показывают какие данные, в каком объёме и в каких направлениях поступают в обоих направлениях.

Как правило, поводом для проведения анализа бизнес-процесса является необходимость компании в усилении конкурентоспособности на рынке. На основании проведённого аудита появляется возможность адекватной оценки ценовой политики и себестоимости производства, в результате чего руководство может скорректировать работу компании для улучшения позиций на конкурентном рынке. Как правило, удерживанию лидирующих позиций препятствуют такие факторы, как:

  • неорганизованное выполнение сроков изготовления продукции;
  • недостаточная проработка технологических процессов;
  • неадекватная оценка потребительского спроса, в результате чего производится широчайший спектр продукции, невостребованной на рынке сбыта;
  • неокупаемые затраты на производственные процессы или непродуманные вложения;
  • недостаточный уровень контроля качества и ограниченное время на усовершенствование продукции.